Замки с вертикальными тягами широко применяются в металлических входных дверях. При их замене важно учитывать тип крепления тяг к запирающему механизму, так как неправильный демонтаж может привести к повреждению двери. В этой статье разберем, как правильно снять замок с вертикальными тягами.
Замки, имеющие трех стороннее запирание — это когда в двери присутствуют дополнительные механизмы (ригеля или девиаторы), которые синхронно работают с основным запирающим механизмом. Вертикальные тяги - используются как соединение привода замка и девиатора, а также могут служить вспомогательным ригелем в верхней и нижней части полотна. Данную систему запирания используют как в качественных дверях, так и в дешевых китайских.
Замки с трех сторонним запиранием имеют характерное отличие — в верхней и нижней части корпуса имеются выступы (привод для вертикальных тяг), также называемые выход под тяги или «уши». Несколько моделей для примера: Mottura 54.797, Cisa 57785, Kale 352R и другие.
Каждая компания, собирающая входные двери, вопрос крепления тяг решает индивидуально. В одних конструкциях можно снять замок без проблем, а в других приходится полностью разбирать полотно. Разберем все популярные варианты.
Перед началом работ, необходимо определить какой тип крепления тяги к запирающему механизму. Для этого откручиваем торцевую планку замка (все винты крепления к двери и к корпусу) и аккуратно снимаем ее. Подсвечивая внутреннюю полость полотна, изучаем соединение вертикальной тяги к выступам запорного механизма. На основе сделанных выводов приступаем к дальнейшей работе, так как замена замка в металлической двери с вертикальными тягами напрямую зависит от типа их крепления.

Один из самых удачных способов соединения тяги и привода замка. Достаточно открутить и снять фурнитуру – ручки, сердцевину и броненакладку. После вынимаем механизм, перекручиваем штифты или вилки на новый и устанавливаем в двери. Есть несколько важных моментов:


Вариант первый (предпочтительный). Если хочется избавить замок от дополнительных нагрузок (то есть убрать тяги), тогда откручиваем торцевую планку и пытаемся развернуть механизм внутри двери. Тянем на себя верхнюю часть замка, а нижнюю толкаем внутрь полотна — это позволит добраться до крепления верхней вертикальной тяги. Откручиваем гайку и отсоединяем верхнюю тягу от запорного механизма. После вынимаем корпус вместе с нижней тягой, затем отдельно вытягиваем верхнюю. Иногда такие работы требуют хорошей физической силы, так что знайте, легко не выйдет.
Вариант второй. Хочется оставить систему тяг действующей. Тогда замок даже не пытаемся вытянуть с полотна, чтобы случайно не согнуть вертикальные тяги и место их крепежей. В таких случаях требуется разборка дверей. Внимательно изучаем полотно и находим крепления внутренней панели мдф (иногда прячутся под уплотнительной резинкой или декоративными заглушками). После того как открутили и сняли панель, у вас появится свободный доступ к креплению тяг. Не снимая запорный механизм, отключаем привода и только потом производим замену замка.
Иногда мдф не полностью снимается, а сдвигается влево или вправо. Для этого снимаем торцевую облицовку двери, размещенная с петлевой стороны (на ней будут видимые крепежи). После, панель можно сместить в сторону на 20 – 30см. Этого будет достаточно для снятия вертикальных приводов и замены замка.
Если крепежей декоративной панели не обнаруживается, большая вероятность, что мдф приклеена к металлическим ребрам. В таких случаях, рекомендуем не пытаться отрывать мдф от клея, скорее всего двери будут испорчены. Лучше найти опытных мастеров, но практика показывает, что редко кто берется за подобные работы. И это понятно почему, высокая вероятность деформации полотна.
Из двух вариантов предпочтительно первый. Потому как давно уже известно, количество выходящих элементов из двери, не делает ее более безопасной, а только увеличивает износ запорных механизмов. Если конструкция позволяет безболезненно убрать тяги, лучше это сделать перед установкой нового замка.

Как и в предыдущем способе крепления (болт-гайка), данный вид соединения привода и тяги, предполагает разборку полотна. Последовательность работ будет схожей. Но иногда, расположение тяг находится близко к торцу полотна. Тогда откручиваем торцевую планку замка и при помощи длинно губцев вынимаем шплинт и снимаем шайбу. После отключения приводов, может оказаться, что тяга не имеет внутренней фиксации и просто проваливаются вниз полотна. В таких случаях либо вынимаем и забываем за ее существование или разбираем двери для возможности подключения к новому механизму.

В данную категорию крепления тяг через шплинт попадают двери китайского производства. Тут все гораздо проще, потому как тяги не проваливаются, а всегда фиксируются за счет девиаторов. Снимаем ручки с планками и подсвечивая фонариком полость полотна, увидите место, соединяющее привод механизма и тягу. Достаточно выровнять имеющийся шплинт и вытянуть его длинногубцами. После замены запорного механизма, обязательно возвращаем шплинты на свое место.
Подобный метод крепления тяг использовался на дверях от застройщика. Если на запирающем механизме написано ГНОМ (или GN) и по торцевой части полотна закручены саморезы (с интервалом 15-20см), лучшим вариантом будет замена замка мастером. Но при желании сэкономить, можно сделать все самостоятельно. Соблюдаем определенную последовательность действий.
К данному типу относятся механизмы Multlock М265, М267, М603. Чтобы правильно снять подобные, в начале снимаем ручки и защитные пластины. Под ними будет большое количество технологических отверстий, через которые будет хорошо видны винты, соединяющие тяги с приводом механизма. В торцевой планке замка предусмотрено два отверстия для откручивания данных винтов. Важно – выкручиваем винты не полностью, а только до момента освобождения вертикальных тяг от механизма. Важно – верхнюю тягу необходимо фиксировать, чтобы она не упала внутрь дверей (вернуть обратно можно, но сложно). После, вынимаем замок с посадочного места НЕ ПОЛНОСТЬЮ, а только до появления крепления горизонтальной тяги и также выкручиваем винт (тяга должна оставаться внутри полотна). Прикручиваем новый в противоположной последовательности, сначала горизонтальный привод, потом все остальное.
Мы перечислили только основные методы крепления замка и тяг, но многолетняя практика показывает, что разновидностей гораздо больше. Иногда случаи единичные в своем изобретении, иногда изредка повторяющиеся. И сейчас производители дверей продолжают придумывать новые методы крепления, но в большинстве они хуже, чем первый способ, о котором писали выше. Почему производители упорно не хотят его использовать, остается загадкой.
При желании, замок с вертикальными тягами можно снять самостоятельно, главное это:
Да, если соединение привода и тяг выполнено на штифтах или вилках. При заклепках, болтах или шплинтах чаще требуется разборка двери.
Не всегда. В ряде конструкций замок снимается без разборки полотна, но при креплении болтами, шплинтами или заклепками разборка обязательна.
Да, при неправильных действиях можно погнуть тяги, повредить посадочные места или деформировать дверное полотно.
Вертикальные тяги встречаются в замках с трех- и четырехсторонним запиранием, таких брендов как Kale, Mottura, Cisa, Mul-T-Lock.
Да, если конструкция двери позволяет отключить или удалить тяги без потери жесткости и безопасности полотна.
В таком случае потребуется частичная или полная разборка полотна для извлечения тяги и правильного подключения к новому замку.
Штифты и вилки позволяют быстро снять замок, а болтовое соединение требует доступа к крепежу и часто разборки двери.
Да, при условии совпадения размеров, расположения выходов и типа крепления нового замка.
Если тяги закреплены заклепками, дверь имеет клееную МДФ-панель или отсутствует доступ к соединениям привода.
Українська